Переворачивание предметов

Переворачивание предметов

ПЕРЕВОРА́ЧИВАНИЕ ПРЕДМЕ́ТОВ — действие в ритуалах мн. славян. народов, символизирующее переход героя ритуала из одного состояния в другое; особенно характерно для "обрядов перехода" (родины, свадьба, похороны). Ритуальное П. П. может иметь разные пространств. направления: по вертикали (сверху вниз, с ног на голову, вверх дном), по горизонтали (справа налево, с запада на восток), по линии внутри/снаружи (выворачивание наизнанку); оно функционально родственно ритуальной порче предметов (напр., битью горшков, к-рое может рассматриваться и как их "выворачивание наизнанку") и исторически нередко замещает такую порчу.

Широко распространено П. П. при похоронах, что символизирует переход человека на "тот свет" и имеет дополнит. апотропейную функцию — защиту от возвращения покойного в мир живых. При похоронах переворачивают сани или телегу, на к-рых везли покойного на кладбище, колыбельку (к-рую в таком виде кладут на могилу при похоронах ребенка), ведро, котел, корыто, стол, стулья, на к-рых стоял гроб; выворачивают наизнанку одежду. Аналог. образом П. П. служит для защиты от нечистой силы — оборотней, вампиров, неуспокоившихся мертвецов. Переворачивание треножника, миски, котла, саней, сошника, ярма у разных групп славян считается средством защиты от природных стихий (градовой тучи и т. п.). При лечении ребенка от рахита, сухотки и др. переворачивают котел, ведро, стол, надевают на ребенка одежду наизнанку. Зажигание перевернутой фитилем вниз свечи используют для возвращения украденной вещи, наказания вора или обидчика. В перевернутом положении (ничком) хоронили колдунов, чтобы избежать продолжения ими вредоносных действий и после смерти. Надевание вывернутой наизнанку одежды входит в нек-рые свадеб. обряды. У рус. запрещалось переворачивать хлеб коркой вверх — "покойник в доме будет"; в Полесье не принято класть ложки тыльной стороной вверх в обычные дни; это, напротив, считается обязательным при поминках.

Лит.: Маслова Г. С. Нар. одежда в вост.-славянских традиц. обычаях и обрядах 19 — нач. 20 в. М., 1984; Толстой Н. И. Переворачивание предметов в славянском погребальном обряде // Исследования в обл. балто-славянской дух. культуры: Погребальный обряд. М., 1990; Топорков А. Л. Домашняя утварь в поверьях и обрядах Полесья // Этнокультурные традиции рус. сельского населения 19 — нач. 20 в. М., 1990. Вып. 2.


Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "Переворачивание предметов" в других словарях:

  • Фреза — [В некоторых русских мастерских шарошка.]. Под этим названием, заимствованным с французского (Fraise), известен особый вид режущего инструмента, применяемый при обработке металлов, дерева, кости, рога, кожи и других материалов и состоящий из… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Бесчинство ритуальное — условное назв. забав молодежи в обрядовой обстановке (на Рождество, масленицу, Ивана Купалу, Петров день; во время свадьбы, проводов в армию и др. случаях): переворачивание телег, саней, бочек; забрасывание на крыши домов колес, колод, калиток и… …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • Джигитовка — Один из трюков джигитовки …   Википедия

  • ИГРА — форма человеческих действий или взаимодействий, в которой человек выходит за рамки своих обычных функций или утилитарного употребления предметов. Цель И. не вне ее, а в поддержании ее собственного процесса, присущих ей интересов, правил… …   Современный философский словарь

  • ШЕЛЕР — (Scheler) Макс (1874 1928) немецкий философ и социолог, один из основоположников аксиологии, культур социологии и социологии знания, философской антропологии. Учился в Мюнхене, Берлине и Йене, изучал философию и медицину. Ученик Р.Эйкена,… …   История Философии: Энциклопедия

  • ШЕЛЕР (SCHELER) Макс — (1874 1928) немецкий философ и социолог, один из основоположников аксиологии , культур социологии и социологии знания , философской антропологии . Учился в Мюнхене, Берлине и Йене, изучал философию и медицину. Ученик Р. Эйкена, неофихтеанца,… …   Социология: Энциклопедия

  • ШЕЛЕР Макс (1874-1928) — немецкий философ и социолог, один из основоположников аксиологии, культур социологии и социологии знания, философской антропологии. Учился в Мюнхене, Берлине и Йене, изучал философию и медицину. Ученик Р.Эйкена, неофихтеанца, близкого к философии …   История Философии: Энциклопедия

  • Зеркало —         тело, обладающее полированной поверхностью и способное образовывать оптические изображения предметов (в т. ч. источников света), отражая световые лучи. Первые сведения о применении металлических З. (из бронзы или серебра) в быту относятся …   Большая советская энциклопедия

  • Толпы психология и общественный порядок — Толпа бесструктурное скопление людей на одном месте, лишенных изначально ясно осознаваемой общности целей, но связанных между собой сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания. Начало научного изучения массовых скоплений людей… …   Энциклопедия современной юридической психологии

  • ИНДИВИД — [от лат. individuum неделимое], понятие, обозначающее представителя к. л. группы, к рый обладает отдельным самостоятельным существованием и характерными особенностями, благодаря наличию к рых он не может быть отождествлен с др. представителями… …   Православная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»